Гузенко К.В.

 

Народный театр кукол, как одна из форм

 современного православного образования детей.

(К проблеме выбора репертуара

для детских казачьих любительских объединений)

 

В личных беседах со знатоком казачьего фольклора Николаем Павловичем Горбуновым несколько раз упоминались особые приемы народной педагогики, которые сложились к началу ХХ века в станицах Астраханской губернии. В том числе – игры, песенный фольклор, простые театральные постановки для детей. К сожалению, форма и смысл этих действий нам пока не известны, но можно предположить, что скорее всего они были идентичны тем процессам, которые сложились в обществе того времени дореволюционной России. Учитывая реалии сегодняшнего дня, можно попытаться реконструировать некоторые почти утерянные формы и жанры фольклора и предложить детским казачьим любительским объединениям включить их в свой репертуар.

Учитывая возрастные особенности и то, что главные человеческие ценности формируются в раннем возрасте, самым увлекательным и одновременно сложным может стать реконструкция народного театра кукол.

Назовем главные формы. Наиболее яркий след в традиционной культуре России вплоть до рубежа XIX-XX веков оставили: Вертеп; Народный театр «Петрушка»;  Марионетки; Механический театр; Домашний театр.

Вертеп или Рождественские представления распространялись среди католического и православного населения Белоруссии, Украины, России. Изменения касались, в основном, завершающей, второй части: веселый дивертисмент в заключительном разделе как бы символизировал радость победы над Иродом, а значит силами зла…Понятно, что развлекательные сценки со священным писанием никак не были связаны. Вертеп описывали многие исследователи традиций кукольного представления (В. Гусев, А. Некрылова и другие).

Народный театр «Петрушка» назван в честь главного его персонажа. На ярмарках ставились временные парусиновые балаганы. Там для простого люда разыгрывались особые представления, с участием традиционных персонажей. Помимо Петрушки, это Музыкант, Цыган, Доктор, Барышня, Лошадь, Капрал и еще несколько кукол. (Немного забегая вперед, отметим, что в астраханском  Домашнем театре «Балаган-чик» еще в 1991 году были сделаны в стиле вертепных особые куклы на палочках, поэтому иногда к «Царю Ироду» добавлялся спектакль «Петрушка»).

В различных исторических источниках, научной и популярной литературе можно узнать некоторые подробности. Например, описываются, как ходили в России кукольники с места на место, или актер носил с собой складную ширму и сундучок с куклами, а музыкант – шарманку. Эти и другие формы народного театра кукол подробно описаны в серьезной исследовательской работе А. Некрыловой. Она, например, пишет «… Петрушку показывали и в балаганах. Иной раз перед входом, для заманивания публики, чаще – в самом балагане в качестве одного из номеров смешанной программы…» (1, с. 76).

Куклы-марионетки появились в первой половине XVIII века из Европы. Репертуар таких театров, например, в царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.) составляли «немецкие и итальянские комедии» и балеты. Это соответствовало эстетики этого времени, когда разговорные пьесы чаще всего заканчивались балетом. Уже к середине XIX века российские актеры вытеснили иностранцев. Наметились и изменения в форме представлений: марионетки попали в балаган. Поэтому по сценарию чаще всего игралась не пьеса, а цирковой номер. В российских архивах можно найти рукописи-воспоминания об этих представлениях. Естественно, выступления таких артистов не могло обойтись без музыкального сопровождения. Кульминационным моментом становился какой-нибудь народный танец, чаще всего «Камаринская».

Механические театры в России появились в середине XVIII века. Их называли «театры механических чудес». И в них часто изображались сельские и городские балеты на итальянскую и французскую музыку. К ним можно и отнести и особые театры-ящики, внутри которых просматривались зрителями ленты с картинками. Их называли панорамами, волшебными фонарями, а чаще – раек. (Примечание: подобного рода театр начала XX века был описан казаком Лисуновым из станицы Дурновской Астраханской области. Рукописная тетрадь хранилась в личном архиве Н.П. Горбунова).

Домашний театр стал наиболее известен в России с начала XX века. Это либо кукольный театр, сделанный без участия взрослых. Либо кукольный театр для детей, устраиваемый родителями. Отметим, что могло быть и представление взрослых для взрослых. Существовали и другие, смешанные формы… В каждом, раньше и теперь, решаются те или иные главные задачи: педагогическая, воспитательная, развлекательная, даже – политическая. Здесь, скорее всего, оказалось удобным экспериментировать с музыкой, режиссурой, формой подачи, не отрываясь в то же время от опыта прошлых столетий, а развивая их и дополняя современными техническими средствами.

Итак, мы перечислили и описали основные формы театральных кукольных представлений в России рубежа XIX-XX веков. Естественно, однажды появилась идея апробировать эти жанры и принципы народной педагогики в современных условиях. Так, в 1991 году и появился в моей семье Домашний театр «Балаган-чик».  До сих пор он не только существует, но сформировал за более чем двадцатилетнюю историю существования определенную систему педагогических приемов, времяпровождения, концертной практики. Причем, не только в семейном кругу, но и на многочисленных народных праздниках, в том числе и православных.

Изначально, Домашний театр создавался как вертепный («вертеп» – старославянское слово, означающее «пещера»). Его еще называют коробочным или стержневым театром. Само название это связано с местами, где проходили события, связанные с рождением Христа. Именно об этом всегда говорилось в первой части вертепного представления.

По сложившейся в России традиции, астраханские дети-кукловоды помещались за двухъярусным ящиком. Все роли кукол произносились одним или двумя участниками, которые изменяли высоту голоса, причем независимо от того, мужской это был персонаж или женский. А чтобы зритель не вводился в заблуждение, при «озвучивании» двигалась именно та фигурка, что вела в данное время свой монолог. К тому же обязательным стало участие «ведущего» (деда-зазывалы), стоящего рядом с ящиком и комментирующего происходящее. Этот современный «балаганный» дед, в зависимости от складывающейся ситуации и зрительской активности, исполнял (выполнял) роль то зрителя, то персонажа драмы.

Представления сопровождались пением песен, частушек, инструментальной музыкой. Использовались и записанные ранее оригинальные фонограммы музыкального сопровождения, вплоть до алеаторических композиций. При озвучивании канонических текстов подобная музыкальная «подложка» вызывала у зрителей неожиданную реакцию на  восприятие происходящего действия. Использовались также и простые световые спецэффекты. Впрочем, главная канва вертепных представлений соблюдалась: в верхнем этаже («небо») показывалась мистериальная часть, на нижнем («земля») – светская. Чаще всего в театре кукол разыгрывался парный спектакль: «Царь Ирод» (иногда «Царь Мамай») и «Барышня и Доктор». Иногда, во второй части показывался спектакль «Петрушка».

В театре «Балаган-чик» куклы, в основном, были изготовлены самостоятельно участниками коллектива и его руководителем. Материалом для кукол послужили пластик, керамическое тесто, папье-маше, лоскутки материи и фольга. А двухъярусный складной ящик и, потом, и красивый деревянный Домашний театр в ноябре 1995 года были сделаны мастером по дереву Германом Александровичем Жаровым его учениками. Одновременно, чтобы показывать мини-спектакли на ограниченном пространстве, Г.А. Жаров изготовил и особые табуреты с прорезями  и специальную соединительную резную доску для кукол.

Текстами для представлений послужили, и это вновь обозначенная выше традиция, переработанные народные пьесы, фрагменты из этнографических сборников, сюжеты из Библии. Отметим, что в устах детей они получили неожиданно современное звучание, при этом и разыгрывались с удовольствием, и хорошо принимались публикой. Важной чертой кукольных представлений стали импровизационного характера монологи и диалоги, в том числе и со зрителями. Все это сближало их с фольклорным театром живых актеров.

В 90-е годы ХХ века, в пору создания и возрождения астраханского казачества, фольклорная группа «Бударочка» и Домашний театр «Балаган-чик» часто выезжали в детские школьные и дошкольные учреждения Астрахани, выступали на праздничных концертах и областных праздниках, выезжали на семинары в различные города России. В то время, при поддержке атамана АКВ Плотникова и директора ОНМЦ НТ и КПР М.М. Тимофеевой, были пошиты казачьи костюмы и форма. Коллектив в течение двух лет позиционировался, как любительский казачий ансамбль Астраханского казачьего войска. Тогда же лидерами казачьего движения была разработана «Программа возрождения казачества в Астраханской области на 1993 - 1994 гг.», в которой говорилось о поддержке народной  казачьей культуры. Были организованы  и проведены выступления, в казачьей форме и костюмах, в детских садах и школах Астрахани. Там показывались спектакли по мотивам народных сказок и вертепные представления. Поэтому, в сочетании с исполняемыми традиционными казачьими песнями молодежного ансамбля, спектакли театра кукол «Балаган-чик» выполняли важную миссию пропаганды казачьего уклада, моральных и этических норм православия, семейных ценностей, воспитание патриотизма и любви  Родине.

В целом народный театр, как и фольклор народов России, по-прежнему остается важной составляющей частью современной культуры. Сначала связанный только с традиционным крестьянским и казачьим укладом жизни и бытом, он эволюционировал, меняя форму, пришел к иным социальным группам населения, став, в конце концов, важной частью современных народных гуляний и ярмарок, праздников. Поэтому зрелищным он остается и сейчас, может и потому, что попал в ранее привычную для него среду, например, на региональных и областных национальных праздниках, проводимых в Астраханской области (Рождество, Масленица, Зеленые святки и другие). Важно для нас и то, что с традициями наших предков познакомились, теоретически и практически, астраханские дети, подростки, молодежь. Этот опыт потом переняли  несколько творческих коллективов, в основном в сельской местности. И, это для нас очень важно, что по такой модели создавались творческие коллективы-театры, фольклорные группы в ряде школ города, а также в селах Копановка, Евпраксино и некоторых других населенных пунктах Астраханской области.