КАЗАКИ: «УВАЖАЕМ ПРОШЛОЕ, ЦЕНИМ НАСТОЯЩЕЕ, УВЕРЕНЫ В БУДУЩЕМ»

 

   

 

О казачестве, его культурном наследии и роли в современном обществе мы беседуем сегодня с выборным атаманом станицы «Ахтубинская» Вячеславом Николаевичем Левкиным.

 

 

 

 

   Астраханское казачье войско было создано в 1750 году. К 1917 году в его состав входило 20 станиц с хуторами, с населением около 40 тысяч. Войско имело земельный надел свыше 808 тысяч десятин в трех губерниях - Астраханской, Саратовской и Самарской и делилось на два территориальных отдела. Астраханское казачество покрыло себя неувядающей славой на полях сражений Отечественной войны 1812 г., Кавказской, Русско-турецкой 1877-78 гг., Первой мировой войны. До 1918 г. Астраханское казачье войско, раскинувшееся от Астрахани до Саратова и на всю Калмыцкую степь, было стержнем стабильности Нижней Волги.

 

 

* * *

 

Вячеслав Николаевич, как давно в Ахтубинске существует казачество в современном виде?

 

Станица «Ахтубинская» была создана приказом по Казачьему Астраханскому войску 25 августа 2010г. Наша станица является структурным подразделением Астраханского регионального отделения «Казачьего Астраханского войска» Общероссийской общественной организации «Союз казаков».

 

Сами казаки всегда считали себя отдельной народностью, основной задачей которой была сторожевая (пограничная) служба, охрана пограничных территорий. Какие задачи ставит перед собой казачество сегодня?

 

Самой главной задачей является возрождение казачества как самобытной, исторически сложившейся культурно-этнической общности людей, на принципах православия, уважения к национальным и религиозным традициям всех народов, духовного, нравственного воспитания молодежи.

 

Казак - это национальность, которая передается по наследству или же в казачье общество может быть принят человек, который принимает и понимает смысл и духовность казачества?

 

Казак - это не национальность. Право на вступление в казачье общество (круг, объединение, землячество) имеет любой православный, казак по отцу или по матери, а главное — осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий всей душой и всем помышлением народу своему. И хотя казаки на 75-76% являются русскими, казаками издавна были и украинцы, буряты, калмыки, башкиры, татары, осетины, кабардинцы, эвенки, якуты и др. При всем многообразии культур их объединяла общность поведения и коллективного сознания на всем протяжении страны от предгорий Кавказа, до Тихого океана.

 

В 1980-1990 гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России. Помимо отличий в форме между различными казачьими войсками существуют и различия в цвете мундиров и лампасов на них, околышей фуражек. Расскажите, как простой человек сможет отличить, например, астраханского казака от донского или кубанского?

 

Нет ничего проще. Основное различие в цвете лампасов и в околышах фуражек. У астраханских казаков околыши фуражек и лампасы желтого цвета, тогда как у донских и кубанских казаков красного. Кубанские, терские казаки носят черкески в отличие от других казачьих войск.

 

 

 

И меня как женщину не может не интересовать этот вопрос, а как казаки относятся к женщинам? Как складывается семейный быт казаков? Наверное, именно к казачкам в полной мере подходит крылатое выражение «И коня на ходу остановит и в горящую избу войдет»?

 

 

 

     - В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины-казачки. Мужчины постоянно были в походах или на кордонах, а дома оставались старики, дети и казачки. Казачки были неутомимыми труженицами. Они возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и болезни лечить, и хату подправить. Казачки умели и торговать, чтобы часть продукции обратить в деньги и приобрести необходимое. Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать. Восемьсот казачек участвовали в обороне Азова в 1641 году. И мужей ждать умели как никто другой. В походы казаки уходили на годы, часто с одной войны на другую, вернутся ли - неизвестно. А казачки ждали. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении её правами мужчины не было необходимости. Однако, главенствующая роль, как в семье, так и в казачьем обществе принадлежала мужчине, на котором лежала обязанность материального обеспечения семьи и поддержания в семье строгого порядка казачьего быта. Слово хозяина семьи было непререкаемо, и примером в этом была жена казака - мать его детей.

Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным. Женщина-казачка считала для себя за великий грех и позор появиться на людях (обществе) с непокрытой головой, носить мужской тип одежды и стричь волосы. На людях, как ни странно сегодня покажется, между мужем и женой соблюдалась сдержанность с элементами отчужденности.

Казак к незнакомой женщине-казачке обращался, как правило, следующим образом: к старшей по возрасту - «мамаша», а равной - «сестра», к младшей - «дочка» (внучка). К жене - индивидуально каждый по усвоенному с молодых лет: «Надя, Дуся, Оксана» и т.д.; к пожилым годам - нередко «мать», а то и по имени- отчеству. В качестве приветствия друг друга казаки слегка приподнимали головной убор и с рукопожатием справлялись о состоянии здоровья семьи, о положении дел. Казачки кланялись мужчине на его приветствие, а между собой обнимались с поцелуем и беседой.

При встрече, после долговременной разлуки, а также при прощании, казаки обнимались и прикладывались щеками. Целованием приветствовали друг друга в Великий праздник Воскресения Христова, причем целование допускалось только среди мужчин и отдельно - среди женщин. Вот примерно так складывался быт казачек и казаков.

С выборным атаманом станицы «Ахтубинская»

Левкиным Вячеславом Николаевичем

беседовала И. Щербинина

 

 

Газета «Испытатель» еженедельное издание Государственного летно-испытательного центра им. В.П. Чкалова № 21 (741), четверг, 26 мая 2011 г.