Куваргин Ю.В.

 

 

 

 

Нормативно-правовая основа государственной службы российского казачества

 

 

 

 

История взаимоотношений казачества и государства насчитывает не одну сотню лет. Были периоды конфликтов – крестьянские войны и казачьи восстания – Разина, Болотникова, Пугачева. Последним таковым стала Гражданская война.

Были периоды сотрудничества – в конце Смутного времени – именно казаки поддержали Романовых на Земском соборе. Казаки участвовали во всех войнах России.

На всех исторических витках развития «российской великодержавности» налаживание взаимодействия с казачеством сопровождалось поиском решения проблем политического, социального и национального определения казачества, формы его включения в систему государства. Именно эта проблема – камень преткновения во взаимоотношениях государства и казачества. Решалась она всегда по-разному:

·        Во времена первых Романовых – полувассальная зависимость («Белый Царь» слал на Дон «жалование всем атаманам и казакам»)

·        В имперский период – особый сословный статус

·        В советский период – «особая социо-культурная группа», «привилегированное крестьянство»

Ленин писал по этому поводу: «что касается казачества, то здесь мы имеем слой из богатых, мелких и средних землевладельцев одной из окраин России, сохранивших много средневековых черт жизни, хозяйства и быта. Здесь можно усмотреть социально-экономическую основу для Русской Вандеи…»[1]

В новой России на волне демократизации и гласности  развенчанию и критике подверглась политика расказачивания в 20-30-е гг. XX в. В основу был положен закон от 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов». Казачество рассматривалось как «исторически сложившаяся культурно-этническая общность людей», оно становилось субъектом государственно-правовых отношений и приобретало право на реабилитацию.

Процесс возрождения казачества оформился в виде общественных организаций. В первой половине 90-х – начало разработки единой государственной политики, оформление нормативно-правовой базы.

В 1994 г. – принято постановление правительства РФ №355 «О концепции государственной политики к казачеству». Делами казачества занималось Министерство по национальной и региональной политике РФ, а также воссозданное после столетнего перерыва  Главное управление казачьих войск при президенте.

Новая российская власть пошла дальше. С утверждения в 1995 году Государственного реестра казачьих обществ началось восстановление государственного статуса казачества. В государственный реестр до 1 января 2001 года внесено 10 войсковых и 5 отдельных окружных и отдельных казачьих обществ, достигших численности более 650 тысяч человек, проживающих на территории 49 республик, областей и краев Российской Федерации.

Новый этап во взаимоотношениях государства и казачества – начало 21 века – ознаменован периодом «политической стабильности». Восстановление экономики предоставило новые возможности для взаимодействия с казачеством. У государства и казачества появились реальные стимулы для сотрудничества.

В Астраханском крае в данный период происходят следующие перемены:

·        в 2004 году казаков привлекли к охране части лесного фонда в Енотаевском, Харабалинском и Красноярском рай­онах;

·        три погранзаставы ФПС на российско-казахской гра­нице (на сероглазинском и красноярском направлениях) на контрактной основе комплектуются членами ОАО КО. «Един­ственное отличие от обычных контрактников будет заклю­чаться в том, что вокруг этих погранзастав, возможно, создадут подсобные хозяйства, где будут работать свободные от службы пограничники. В перспективе здесь появятся поме­щения, в которых поселяться семьи проходящих службу ка­заков», — увлеченно планировал атаман Коноплев;

·        сформированные добровольные народные дружины на общественных началах помогают нарядам милиции в охране общественного порядка (в частности, на астраханском го­родском пляже);

·        члены общества несут службу по охране кремля и со­здали охранное агентство «Ермак», 50 казаков которого на договорной основе охраняют территорию одного из астрахан­ских заводов;

·        станичные общества в Красноярском и Черноярском районах стали привлекать к борьбе с производством и сбы­том наркотиков (например, в Красноярском районе в июне 2006 года казачий отряд в 100 человек принял участие в уничтожении выращиваемой и дикорастущей конопли в рамках ежегодной операции Федеральной службы по нар­коконтролю ;

·        во время летних каникул организуются лагеря военно-патриотического воспитания, прежде всего для трудных подростков, где ведется обучение истории России, истории казачества, военному делу, основам православной культуры и этики;

5 декабря 2005 г. Путин подписал федеральный закон №154 «О государственной службе российского казачества». Особенно он актуален для ЮФО – «колыбели казачества» (Дон, Кубань, Терек, Волга) – в этом нестабильном и сложном регионе вопрос о службе казачества очень важен и актуален для России.

Сам закон №154 составлен лаконично, включает 9 статей, разделенных на пункты. Его предметом является только правовая и организационная стороны несения казачеством государственной службы. Закон взвешен, не вносит нового, закрепляя уже сложившуюся практику. К основным видам деятельности отнесены военная, военно-патриотическая, военно-подготовительная, пограничная, правоохранительная, антитеррористическая, противопожарная, природоохранная и др. Осуществление службы ведется на основе договоров с властями. Но они могут и отказать – и это главный недостаток закона. Закон однозначно можно назвать декларативным. Качество его определяется тем, что ни одна его норма, пользуясь юридической терминологией, не является нормой прямого действия. Каждую статью закона необходимо увязывать с местным региональным законодательством, с федеральным законодательством о местном самоуправлении, с законодательством, регулирующим охрану границ, Налоговым кодексом и прочими ведомственными нормативными положениями и актами.

Неотъемлемыми атрибутами казацкой формы является шашка. Но специальный закон по ношению шашки казаками был принят только в 2001 г. Это Постановление №648 от 3 сентября 2001 г «О холодном клинковом оружии предназначенном для ношения с казачьей формой». По нему, не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ, учащиеся выпускных классов и преподаватели казачьих кадетских корпусов и школ, высшие, главные, старшие, младшие и нижние чины казачьих обществ, состоящие в запасе или находящиеся в отставке (далее именуются - не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ), имеющие право на ношение казачьей формы, носят холодное клинковое оружие с парадной казачьей формой при наличии разрешений на хранение и ношение такого оружия, выданных органами внутренних дел Российской Федерации. Не проходящие воинскую службу члены казачьих обществ носят казачью шашку на плечевой портупее шинели, мундира (кителя) или чекменя, кинжал - на узком поясном ремне спереди посередине чекменя поверх парадной казачьей формы. Далее идет перечень видов холодного оружия (шашка, кавказская шашка, кинжал).

Кроме того, существуют указания Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 03.09.2009 года № 315К/3/4681 «О порядке комплектования казаками соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов» направление граждан из числа казаков для прохождения военной службы будет осуществляться в соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены почетные (традиционные) казачьи наименования.

Сведения о принадлежности к казачьему обществу будут фиксироваться в документах воинского учета при условии предъявления гражданином в военном комиссариате или в ином органе, осуществляющим воинский учет, удостоверения казака, являющегося основным документом, подтверждающим его членство в казачьем обществе.

Командующим войсками военных округов поручено обеспечить организацию проведения мероприятий, связанных с планированием и призывом граждан из числа казаков на военную службу, при содействии атаманов войсковых, окружных (отдельских), районных (юртовых), городских, станичных и хуторских казачьих обществ.

В настоящее время, Астраханским окружным казачьим обществом совместно с военным комиссариатом Астраханской области организована военно-учетная работа по подготовке и проведению призыва в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации. Осуществляется отбор призывников, подлежащих весеннему призыву для прохождения срочной службы и формирования воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, которым присвоены почетные (традиционные) казачьи наименования.

Подготовлены и направлены в военное управление Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское» и в военный комиссариат Астраханской области именные списки для прохождения военной службы более чем на 100 призывников.

Кроме федеральных законов судьба казачества на местах решается региональными властями. Если есть взаимопонимание, то нет конфронтаций (как в отношениях между администрацией Краснодарского края и Кубанским казачьим войском).

Сегодня просматриваются две модели «встраивания» казачества в нашу современность: «государственно-служивая» и «этно-национальная» (например, во время  переписи 2002 г. к казакам себя отнесли более 140 тыс. чел – основания для выделения субэтноса). Они реализованы в форме реестровых и нереестровых казаков. Первые – сохранение идентичности через несение службы в разных формах, попытка в новых условиях занять свое место в обществе на основе старых стереотипов. Здесь возникают наиболее перспективные возможности организации казачества и его использования.

В заключении хочу отметить, что современному законодательству относительно казачества не достает той полноты, каковая имелась у  законодательства первой половины 19 века (положения о казачьих войсках), где регламентировались все стороны государственной службы казачества – вот этого и не хватает сегодня.

 

 



[1] Собрание сочинений В.И. Ленина. Т1, с 219-220