ЦАВТ ТАНЕМ:

 

ВОЗЬМУ ТВОЮ БОЛЬ

 (К 100-ЛЕТИЮ ГЕНОЦИДА АРМЯНСКОГО НАРОДА)

 

 

 

 

24 апреля 2015 года во многих странах мира будет отмечаться трагическая дата - 100-летие геноцида армянского народа. Два года назад,  во время посещения мемориала жертвам геноцида под Ереваном, В.В. Путин отметил: «Россия всегда воспринимала боль и трагедию армянского народа как свою собственную. Низко склоняем головы перед памятью жертв геноцида армянского народа».

18 апреля 2015 г. региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» в Астраханской области и Астраханское казачье войско Союза казаков провели мероприятие, посвященное скорбной дате. Оно прошло в форме беседы на тему «Геноцид христианского населения Османской империи (К 100-летию геноцида армянского народа)». К 10:00 в актовом зале Астроблрыболовпотребсоюза собрались студенты и преподаватели исторического факультета Астраханского государственного университета, студенты и преподаватели техникумов, члены Российского военно-исторического общества, астраханские казаки. Мероприятие началось с исполнения народным  фольклорным ансамблем «Веретено» (худ. рук. С.Б. Тарнавчик) казачьих песен времен русско-турецких войн.

Перед собравшимися выступил казачий полковник СкР М.С. Сычев, раскрывший историю вопроса геноцида христианского населения Османской империи. В своем докладе он убедительно доказал факт геноцида армянского, греческого, ассирийского и других восточно-христианских народов, как спланированную акцию турецкого правительства в общегосударственном масштабе, при полной поддержке самых широких масс турецкого населения. Опираясь на документы и воспоминания очевидцев, М.С. Сычев представил картину размаха человеческих жертв и разрушения памятников истории и культуры. В развитии беседы были четко поставлены и аргументировано раскрыты тезисы: геноцид не начался и не закончился в 1915 г., он имел длительную предысторию и завершился лишь полным изгнанием нетурецкого населения из Анатолии; геноцид стал логическим завершением 500-летнего развития османского государства; геноцид не носил спонтанного характера, а стал воплощением человеконенавистнических политических идеологий имевших определенную взаимную преемственность панисламизма – пантюркизма – турецкого национализма. В ходе выступления демонстрировались фотографии и документальные кадры, зафиксировавшие истребление и изгнание миллионов армян и греков.

На примере конкретных судеб выдающихся композиторов армянского народа, прошедших через горнило геноцида и вынужденных искать свой приют далеко от любимой Родины – Армении, построил свое выступление Председатель «Союза композиторов Астраханской области» и председатель войсковой особой Комиссии по изучению, сохранению и пропаганде исторического и культурного наследия астраханского казачества есаул СкР К.В. Гузенко.

В своем докладе М.С. Сычев отметил, что жестокий XX век изобиловал примерами создания преступных, террористических политических режимов и человеконенавистнических идеологий в разных частях света, но  события, связанные с геноцидом христианского населения Османской империи, стали одними из самых страшных преступлений прошлого века. Именно геноцид армянского народа (фактически вылившейся в резню всех восточных христиан Турецкого государства) стал отправной точкой и оправданием этнических чисток и религиозных гонений новейшего времени, продолжающихся до сегодняшнего дня. «Резня», как форма ликвидации своих идейных противников или просто возможность присвоить имущество покоренных народов, была опробована еще в период сложения державы оттоманов, никогда не выходя из обоймы ее политических инструментов. При этом она с легкость санкционировалась высшими властями и с воодушевлением поддерживалась массами турецкого населения.

Прежде чем перейти к интересующему  времени (последней четверти XIX в. -  первой четверти XX в.),  докладчик обратился к предыстории вопроса. Под христианскими народами Востока обычно понимаются этнические группы стран Передней Азии и Балкан, исповедующих различные течения восточного христианства (греки, греки-киприоты, греки-понтийцы, греки-каппадокийцы (караманлы), армяне, сирийцы, ассирийцы, марониты, копты, эфиопы, православные арабы, грузины, православное население Балканского полуострова и т.д.). Идейные истоки всех этих народов восходят к апостольской проповеди христовой веры, а в культурно-цивилизационном отношении к миру Византийской империи.

В рассматриваемый  период наиболее ожесточенные преследования христиан были обрушены турецкими властями по всей территории Анатолии, северной Месопотамии и большей части Сирии. Причина данного географического ареала проста – к концу XIX века эта территория осталась единственной, прочно контролируемой султанской властью, в распадавшейся империи.

На протяжении веков жизнь и имущество христианских народов Востока были игрушками в руках чиновников Великой Порты (т.е. Турции). Несмотря на то, что христиане составляли большинство в турецком государстве (свыше 60%) их права ограничивались и попирались: принудительное изъятие детей, обращение в рабство, воровство девушек, оклеветание в суде, лишение прав на землю, ограничение наследственных прав, обращение церквей в мечети, чехарда назначений и смещений церковных иерархов  и т.д. В османском государстве была создана система миллетов (институциолизированных общин), объединявших подданных по религиозному признаку, для удобства обложения джизьей (налогом на не мусульман). Миллеты изначально преподносились как временная уступка «гяурам» (т.е. христианам), их права постоянно ограничивались и должны были подтверждаться каждым новым султаном. Фетвы высших мусульманских богословов утверждали в общественном сознании мысль, что существование христиан временное явление в Оттоманском государстве, а венцом политики в отношении «кафиров» (не мусульман) должна стать полная мусульманизация подданных. С другой стороны до начала XIX века турецкие власти постоянно нуждались в христианах, как в производителях основных материальных благ, основных налогоплательщиках и дипломатах.

Ко второй четверти XIX века Турецкая держава в глазах мировых лидеров окончательно превратилась в «больного человека Европы». Это осознали и наиболее прогрессивные деятели османской элиты. Начавшиеся реформы должны были отвергнуть т.н. старо турецкие обычаи и повести империю по пути вестернизации. В истории эпоха реформ получила название «танзимат».

Приход к власти султана Абдул-Хамида II Кровавого, привел к свертыванию конституционных реформ и установлению в стране режима зулюм («деспотия» или «тирания»). Идейным знаменем новой политики стал панисламизм. Окружение падишаха, состоявшее из фанатичной верхушки мусульманского духовенства, полудиких, даже с точки зрения турок, курдских, арабских и черкесских феодалов, держала в своих руках всю полноту высшей государственной власти.

В свойственной ему манере Абдул-Хамид «решал» национальный вопрос. Будучи исламским фанатиком, он возложил вину за процессы развала державы исключительно на христианских подданных. Его агенты, из тайной полиции, подговаривали темную, безграмотную турецкую толпу по всей Анатолии решать свои социальные проблемы за счет истребления греческих и армянских соседей. Переход от разрозненных действий в отношении христиан, в основном армян, к планомерному уничтожению наметился к 1890 году и достиг апогея в 1894-96 гг.

Опасаясь роста русского влияния на армянский народ, после передачи ряда провинций с армянским населением России, потерянных в ходе войны, Абдул-Хамид  с 1891 года начал организовывать нападения кочевников на армян, используя, в частности, нерегулярные войска из курдов — хамидие («принадлежащие Хамиду»), главной функцией которых стало подавление армян. Сопротивление бандитам из хамидие расценивалось как мятеж против Турецкого государства и султана, соответственно они могли безнаказанно грабить и убивать армянское население. Хамидие были переданы пастбища вдоль границы с Россией для создания исламского буфера между Российской империей и турецкими армянами.

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. Еще до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243 человека, разорено — 546 000 человек, разграбленных городов и деревень — 2493, обращено в ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328. Некоторые исследователи вопроса доводят число жертв до 300 тыс. На основании метрических документов константинопольской армянской патриархии с 1882 г. по 1912 г. паства в Турции сократилась на 500 тыс.

В период между 1870 и 1910 годами около 100 000 армян вынуждены были эмигрировать. Турецкая империя переживала глубочайший экономический кризис, спровоцированный системой общественного устройства и образом правления. Пытаясь отвлечь широкие массы турок от тяжелого положения дел в стране, Абдул-Хамид провоцировал многочисленные религиозно-этнические столкновения.  Однако главными врагами султана оказались не христианские подданные или иностранцы, а собственные армейские офицеры. Объединившись в тайную организацию «Единение и прогресс» (младотурки), заговорщики в результате военного мятежа захватили столицу.

В 1909 году султан Абдул-Хамид II был низложен и сослан в Фессалонику. Новая конституция декларировала конец традиционного превосходства мусульман над христианами. В Адане турки напали на армян, которые составляли четверть населения города. Погромы прошли по всей Киликии. Расследование событий было поручено парламентской комиссии, член которой сообщил, что всего было убито 21 000 человек, включая 19 479 армян, 850 сирийцев, 422 ассирийца и 250 греков.

Эти события подсказали младотурецкому руководству Порты способы решения национального вопроса, так в 1913-14 годах с островов Эгеиды и западного побережья Анатолии в Грецию было выселено 130 000 этнических греков. После младотурецкого переворота перед османами встала проблема поиска новой идентичности.  Самым влиятельным идеологом младотурок был поэт Зия Гёкальп, сформулировавший принципы, в соответствии с которыми Османская империя приняла участие в Первой мировой войне. Халифат должен был трансформироваться в страну Туран, населенную туркоговорящими мусульманами, причем территория Турана должна была охватывать весь ареал проживания тюркских народов. Эта концепция, фактически исключающая нетюрок не только из власти, но и вообще из общества, была неприемлема для национальных меньшинств Османской империи. Пантюркизм был в течение нескольких лет принят почти всеми лидерами Иттихат ве тераки (название партии младотурок) в качестве основной идеологии. В сентябре 1911 года на младотурецкой конференции был открыто обсужден вопрос об уничтожении этнических (особенно христианских) меньшинств Турции, к которым в первую очередь относились греки и армяне.

Потерпев сокрушительное поражение под Сарыкамышем военный министр Порты Исмаил Энвер-паша, пытаясь обелить себя, возложил вину за поражение на армянское население. В феврале 1915 г. против армян Турции были предприняты чрезвычайные меры. Около 100 000 армянских солдат турецкой армии были разоружены. За разоружением, по свидетельствам очевидцев, следовало жестокое убийство армянских военнослужащих, им перерезали горло или закапывали живьем. Началась систематическая кампания, которая заключалась во всеобщей высылке армян в пустыню, где они были обречены на смерть от банд мародеров или от голода и жажды. Депортации были подвергнуты армяне из почти всех основных центров империи, а не только из приграничных районов, затронутых военными действиями.

Вначале власти собирали здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех, кто не мог продолжать идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, пока от жажды или от голода не умирал последний человек.

26 мая 1915 года Мехмет Талаат-паша представил «Закон о депортации. Закон был утвержден меджлисом 30 мая 1915 года. 21 июня 1915, во время заключительного акта депортации, Талаат приказал выслать «всех армян без исключения», живших в десяти провинциях восточного региона Османской империи. Армянам запрещалось открывать собственные школы, армянские деревни должны были находиться на расстоянии не менее пяти часов езды друг от друга. Несмотря на требование депортировать всех армян без исключения, значительная часть армянского населения столицы, Смирны и Адрианополя не была выслана из опасения, что иностранные граждане станут свидетелями этого процесса. 5 июля границы депортации были еще раз расширены за счет западных провинций (Анкира, Дорилей и пр.), а также Киркука, Мосула, долины Евфрата и пр. 13 июля 1915 года Мехмет Талаат заявил, что депортация была проведена для «окончательного решения армянского вопроса», что фактически означало устранение проблемы армян в Османской империи.

К концу лета 1915 года значительная часть армянского населения империи была убита. Общая цифра составила порядка 1,5 млн. чел. Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в русское Закавказье в 1918 году было убито до 100 тысяч армян (вместе с истреблениями в Иране цифра вырастает до 258 тыс. чел.).

В марте 1915 года в окрестностях города Смирны и в причерноморском регионе Понт младотурками была осуществлена резня греков, призванных незадолго до этого в турецкую армию. По свидетельству германского военного атташе, военный министр Исмаил Энвер-паша сказал в октябре 1915 года: «Я хотел бы решить Греческую проблему в ходе войны… тем же путем, каким я, кажется, решил Армянскую проблему». Число жертв геноцида греков по разным оценкам составляет до 1,2 млн. человек.

В 1916 году начинается тотальное выселение греко-понтийского населения Восточной Малой Азии (наряду с армянами и ассирийцами) вглубь полуострова, в трудовые и концентрационные лагеря (первоначально преимущественно из западного Понта), сопровождавшееся массовыми убийствами и ограблениями переселенцев. Эти события в исторической памяти понтийцев отпечатались как геноцид греков османским правительством.

Массовому истреблению и депортации подверглись ассирийцы. Первоначально было подвергнуто массовому аресту и уничтожено мужское население, в том числе призванные в турецкую армию ассирийцы. За этим последовали аресты политической и культурной элиты. Далее началась депортация в пустыни Месопотамии женщин, стариков и детей, которые по дороге подвергались насилию и истреблению. Турецкие власти заявляли, что причиной насильственного выселения было предательское поведение ассирийцев, помогавших русской армии. Репрессиям также подвергались подданные соседнего Ирана: в течение войны турецкие войска дважды вторгались на его территорию и уничтожили при этом более 100 тыс. ассирийцев и в полтора раза больше армян, населявших западный берег озера Урмия. Различными источниками количество погибших оценивается в 500 000—750 000 чел.

В мае 1915 года один из младотурецких триумвиров Джемаль-паша был назначен полномочным военным и гражданским администратором Сирии. Джемаль получил среди арабов прозвище «Ас-Саффах», «кровавый мясник», поскольку по его приказу 6 мая 1916 года в Дамаске и Бирите соответственно было повешено немало ливанских и сирийских маронитов по обвинению в измене.

  Последующие этнические чистки в отношении греческого населения Турции активно проводились турецкими националистами под руководством Мустафы Кемаля-паши во время греко-турецкой войны 1919—1922 годов. Именно 19 мая 1919 года, день высадки турок в Амисосе и начало второй волны резни, отмечается как день геноцида понтийских греков. Примечательно, что в самой Турции 19 мая отмечают как национальный праздник День молодёжи и спорта, учрежденный в память высадки Мустафы Кемаля в Амисосе и начала кемалистской революции.

Кемаль призвал валия(губернатора)  Топал Османа «очистить Турцию от греков», а затем через местные турецкие газеты обратился с тем же призывом к «всему турецкому народу». Это стало сигналом к систематическому и окончательному истреблению греков Понта - фактически все они были объявлены вне закона. А поскольку с партизанами турецкая армия справиться не могла, вся ярость турок обрушилась на тех, кто не мог сопротивляться: мирное население понтийских городов и деревень. Греков целыми семьями запирали в церквях и школах и сжигали живьем.

Вторая греко-турецкая война превратилась в цепочку ужасающих преступлений турок на национальной и религиозной почве. Пленные греческие солдаты, все до единого, подверглись пыткам и были убиты. Они были найдены с отрезанными ушами, носами и выколотыми глазами. Жестокой резне подверглись греки в 1920-21 гг. в Никии, Никомедии и Фиатире. В убийствах участвовали турецкие иррегулярные войска и турецкая националистическая армия. После поражения греческих войск, наступавшая кемалистская армия старалась уничтожить все греческое население и следы православия. Во время только одного истребления жителей Смирны были убиты до 260 тысяч (из них 12 тыс. армян), ещё 160 000 мужчин было депортировано во внутренние области Анатолии, где все погибли.

В заключении доклада было отмечено,  что по Лозаннскому договору 1923 г. произошел принудительный обмен населением между Грецией и Турцией. Обмен привел к окончательному исчезновению греческой общины в Малой Азии. В 1923 году анатолийские греки, греки-каппадокийцы и греки-понтийцы общим числом 2,3 млн. были выселены в Грецию. Вместе с греками были депортированы и православные арабы. Из числа выселяемых были исключены греки Константинополя, так как город на тот момент контролировался международными силами, островов Имброс  и Тенедос. Однако постоянно проживать грекам и армянам разрешалось только в пределах города.

Мероприятие завершилось оживленным обменом мнениями об  увиденном и услышанном. Главная задача устроителей мероприятия была выполнена – собравшиеся почтили память людей вся «вина» которых заключалась лишь в исповедании христианской веры.

 

 

 


фото