КАК «ПЯТАЯ КОЛОННА» В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИИ ДИСКРЕДИТИРУЕТ ИНИЦИАТИВЫ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

 

Всеволод ТроицкийРусская народная линия

25.04.2014

«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!»

Юлиус Фучик

 

Глубокоуважаемые коллеги! Пересылаю вам очередной вредительский фортель пятой колонны в системе российского образования. Его очевидной целью является дискредитация разумного и своевременного предложения Президента РФ В.В.Путина, содержащегося в п. Поручений.

Президент предлагает «принять меры по совершенствованию федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, исходя из необходимости повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы и необходимости учёта при оценке степени освоения соответствующей образовательной программы полного общего образования результатов публичной защиты обучающимися индивидуальных проектов в форме сочинения».

В ответ на это разумное и необходимое в образовательном отношении предложение – в московских школах организуется провокационное проверочное сочинение (якобы по предмету «литература») с перечнем тем, никак не отвечающим предметным образовательным задачам школы, а именно:

а) нарочито не соотнесённым с целями «повышения требований к результатам изучения русского языка и литературы»;

б) никак не связанным с программами по литературе для средней школы;

в) никак предметно не связанным с русской культурой и с какой-либо ясно определённой проблемой культуры, чего можно было ожидать в 2014 году, официально объявленном в России Годом культуры.

г) по содержанию и характеру представляющим тексты (и тесты) для психоаналитических исследований, содержащие предпосылки для «искривлённого направления» мысли слабо организованного сознания.

Привожу упомянутые темы:

«Темы сочинений для организации промежуточной аттестации в 10 классе 25 апреля 2014 года

В целях обеспечения проведения промежуточной аттестации обучающихся 10 классов в форме сочинения-рассуждения, выражающего личностную позицию ученика по общественно-значимым вопросам, Департамент образования города Москвы публикует следующие темы:

1. Книга, без которой я был бы совсем другим.

2. Жизнь – это череда выборов.

3. Для чего людям знать о тех, кто давно уже умер (исторические личности) или вообще никогда не существовал (литературные герои)?

4. Значимое и незначительное. «Главное в физике – умение пренебрегать!» (Л.Д.Ландау).

5. Зачем планировать? Как планы влияют на нашу жизнь.

6. «Перемены – это постоянная величина» (А.Дидон).

 

В связи с этим возникают вопросы:

1. Кто персонально готовил этот «букет» неподходящих тем, кто утверждал и допускал их к использованию?

2. Можно ли надеяться на соответствующий объективный психолингвистический, а также педагогический, психологический, методический, филологический, и проч. анализ предложенного «букета» тем и на справедливые оргвыводы в связи со всем этим безобразием?

Дополнительно не считаю лишним напомнить: сочинение – незаменимая дидактическая форма и норма обучения самостоятельной письменной речи. Эта форма обучения органически связана с овладением логикой мышления, с навыками рассудительности и  сорганизацией читательского опыта школьников. Сочинение должно способствовать предметному знакомству учащихся с классическими произведениями, необходимыми для полноценного образования.

 

Всеволод Юрьевич Троицкий, доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России, главный научный сотрудник ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, Заслуженный деятель науки РФ