КАК ЭТО  ВСЁ  НАЧИНАЛОСЬ…

- в Евпраксинской школе дружат с казаками -

 

2001 год.  Меня  пригласили   на  встречу  с  казаками в Астраханский  кремль. Там  была  служба,  посвящённая  10-летию  возрождения Астраханского  казачества. После  службы  была  прогулка  по кремлю. Присматриваюсь  к  казакам,  прислушиваюсь  к их  беседе. Разговор  шёл об  Астрахани,  возрождении  охраны  её как южного  форпоста  казаками.

Проработав   в  школе  более 30 лет, в  том  числе 12 лет  заместителем  директора  по  воспитательной работе, у меня родилась мысль усилить  военно-патриотическое   воспитание  подрастающего  поколения с  помощью   астраханских  казаков.

С  некоторыми  из  них  я  знакома. Есаул  В.Л. Торопицын  (казак,  имеет глубокие  казацкие  корни с 1765 года, родословная  с Лариона  Гребенщикова, казака из  станицы   Замьяновская),  атаман В.М. Фёдоров, писатель   Ю.Н. Щербаков (казак в десятом поколении из Замьян)

В.А. Белоножкин – председатель  совета  стариков  станицы, войсковой старшина В.В. Крайников,  подъесаул Г.В.Хохлов, писатель-краевед А.С. Марков, глава  сельской  администрации В.А. Воронков.  Бабушкины (Медведевой  Агриппины  Сергеевны -  донской  казачки) рассказы о  быте  казаков,  воспитании девочек и  мальчиков,  любви  к  родному  дому,  участии  казаков  в защите  Отечества помогли  мне  увериться   в том,  что этот  путь  работы  в  школе  не будет  напрасным.  В администрации  школы  меня  поддержали,  выделили  1  час  факультативного  занятия в 8  классе. С  помощью  есаула В.Л. Торопицына  была  подобрана  соответствующая  литература об  история  отдельного  Астраханского  окружного казачьего  общества,  составлена Краткая  хронология  боевой  службы  Астраханского  казачьего  войска,  намечен  план   занятий.  И  вот уже   несколько лет  подряд ребята  нашей  школы  изучают  историю Астраханского  казачества. Большую  помощь нам оказали  книги  Н.П. Горбунова, капитана  1 ранга, казачьего  полковника - «История  станиц  Астраханского  казачьего  войска», «Краткий  очерк по  истории Астраханского казачьего  войска, им написан в соавторстве и учебник  для  старших  классов «История  казачества  в Астраханском  крае».

Самое  активное  участие в разработке факультативного курса по  преподаванию истории и возрождения астраханского  казачества  приняли В.Л. Торопицын, его  сын И.В.Торопицын  (кандидат  исторических  наук), Ф.М. Фёдоров, потомственный  казак, В.В.Крайников, Г. В. Хохлов.  Для  активизации изучения  истории астраханского  казачества в  нашу Евпраксинскую школу  приглашались  казаки. Они  были участниками  праздников  «День защитника Отечества», «Живи и процветай, казацкий  край», «День Победы». Войсковой старшина В.В. Крайников – бард, его  концерты  для  учеников  всегда вызывали живой интерес. А на  факультативном занятии  ребята  изучали  быт казаков  по  его  поэме «Три  Алексея».

Во  время  встреч с  казаками дети   задают  самые  неожиданные  вопросы. Им  хочется  знать о казачестве как феномене  всемирной истории. Мне, как  учителю географии, приходится  подчеркивать  значение  казаков  в жизни  нашей  страны  на  таких примерах.  В 16-17 вв. казаки  во  главе  с Ермаком, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и  др. активно участвовали в  освоении русскими  Сибири и Дальнего  Востока.

Есть о чем рассказать и современным казакам. Есаул В.Л. Торопицын   был  делегатом  Первого Всемирного  Конгресса  казаков. Атаман  Ф.М. Фёдоров был  участником Первого и  Второго  Всемирного  Конгрессов  казаков в  г. Новочеркасске. Школьники с интересом слушали их рассказы о  работе  Конгрессов казаков.   В  школьный  уголок  они  подарили  вымпел,  набор  открыток,  буклеты,  газеты,  журналы «Хроника  новейшей  истории Донского  казачества»,  спецвыпуск «Российский  штандарт»,  посвященный  250-летию атамана  М.И. Платова.

Книга   священника  Даниила  Азизова «Новочеркасский   войсковой  кафедральный  собор.  История.  Архитектура.  Святыни»   знакомит  нас  с  проблемами возрождения  православных культовых  зданий. Эту  книгу  подарил атаман Ф.М. Фёдоров. А у  нас  в  Астрахани  вышел прекрасно иллюстрированный сборник  «Храм  этот  воздвиг  мир  православный»,  в  котором повествуется о  восстановлении  храма  Святого  Равноапостольного князя  Владимира (под редакцией  Н.И. Куликовой (Торопицыной)).  В работе  по воспитанию  подрастающего  поколения  этот   сборник  надо использовать  как  настольную книгу.

Изучение  истории Астраханского казачества  в нашей       школе  привлекло  внимание  учителей  соседних  школ. При  изучении шолоховских произведений   в  Осыпнобугорской   школе  были приглашены  астраханские  казаки.  Они   подробно рассказали   о традициях и казацком быте,  взаимоотношениях, продемонстрировали умение  владеть шашкой. Директора  школ Приволжского района   приняли  участие  в  факультативном занятии «У истоков  возрождения  астраханского  казачества».  Яркими  были  выступления  на этом занятии  есаула В. Л. Торопицына,  писателя Ю.Н. Щербакова,  атамана Ф.М. Фёдорова.  Начальник   отдела  образования Приволжского района З. А. Дудкина  высказала  свое мнение о  том, что  военно-патриотическое  воспитание  на  примерах жизни  особого  сословия- казаков -  в настоящее время   актуально. Ведь защитников  Отечества  надо  воспитывать  на примерах таких  героев,  как  А.В. Суворов, М.И. Платов,  Денис Давыдов и др. Смелость, мужество, отвага  спасали  нашу родину от   полона, от захватчиков. Астраханские казаки принимали  участие  в отечественной  войне 1812 года. В  Зале  боевой  славы имеется  уголок,  посвященный   их подвигам.

Помнится  одна  из  встреч  с  казаками. Ребята   с большим  вниманием  слушали  рассказы   о значении  песни   в  боях, дисциплине,  умении  подчиняться  старшим  по  званию. И  мама  одного  из  учеников  подходит  ко  мне  и  говорит: «Знаете, Валентина  Николаевна, мне  мой  сын  сказал:    Мама, я иду   в казаки!». Ведь это здорово!  Доходит до  сознания этих юнцов,  «кто  такой  казак».

В Икрянинской  школе  работает учитель начальных  классов  А.П. Мельникова – воспитатель казачков.  И  вот  я и директор школы  едем  в  эту  школу  на  встречу с Алевтиной  Петровной. В школе  были  каникулы. Но   нас  встретили очень  дружелюбно.

Показали  свои  наработки в области  патриотического  воспитания. Поделились  успехами и проблемами,  показали  письма  солдат, которые  с  благодарностью  обращаются  к   своей  любимой  учительнице. Мы же  со  своей  стороны  рассказали,  что  нам помог  глава   сельской  администрации  закупить  учебники по истории российского  казачества, о  дружбе с астраханскими  казаками, их  помощи в оформлении уголка казака. Диски «Шолоховская  весна», «Кадеты»,  «Наш любимый город», кассета  с казачьими  песнями,  которые  подарил нам  атаман Ф.М. Фёдоров, помогают  наглядно вести  патриотическое  воспитание   восьмиклассников. Ученица  Л. Максимова  пополнила  нашу  фонотеку  диском «Кубанский  народный хор» (народные песни  черноморских и линейных казаков).   В  настоящее время  мы  работаем над  обновлением  уголка казака.

 Свою работу  я  люблю. О ней  можно говорить  долго и много. Каждая  встреча  с  детьми – это праздник. Видишь  весёлые огоньки в  глазах  этих  непосед,  слушаешь их порой  наивные  вопросы и не совсем связную речь. Но,  не смотря  на это, знаешь, что  детские  сердца  раскрыты  добру,  счастью, увлечению и, самое главное,  полны любви к своей  родине.

                                                 В.ГИГИНЕИШВИЛИ