Вострикова В.С.

МОУ «Проточненская ООШ»

 

Казачьему роду нет переводу!

 

В нашей семье бережно хранится старая семейная фотография, как свидетельство нашей казачьей родословной. На ней запечатлена супружеская пара — бравый казак и казачка. Казак уверенно восседает на стуле в черкеске, папахе, начищенных до блеска сапогах с огромным красивым кинжалом на боку и с шашкой, на которую он опирается руками. А казачка гордо стоит рядом, с достоинством положив руку на плечо супруга. Она одета в длинную темную юбку, клетчатую с кружевом блузку, голова покрыта тёмной кружевной шалью. Это были мои далёкие прапрадедушка Пётр Алексеевич и прапрабабушка Мария Васильевна Дашковы, родом из терских казаков. Мне захотелось больше узнать об этих удивительных людях.

Мои прапрабабушка и прапрадедушка проживали в станице Змейской в Северной Осетии. Змейской называлась станица потому, что через неё протекала небольшая речушка — Змейка, которая впадала за станицей в бурлящий Терек. Вода в нем с шумом и огромной скоростью неслась вниз по веками промытому руслу. Другим концом станица упиралась в горы, поросшие ельником и орешником. А вдалеке возвышался величавый двугорбый Казбек. Снежные вершины гор манили своей красотой и вечностью. Казалось, что время здесь остановилось, и мне мысленно захотелось перенестись в прошлое, на 150 лет назад.

В те времена мой прапрадед из рода Дашковых, являлся станичным атаманом. Он был героем, участником Русско-турецкой войны 1877-78гг, и Первой мировой войны. Командовал отрядом казаков, имел много наград. В том числе и именное оружие — шашку, подаренную самим генералом Скобелевым. Эта шашка потом передавалась как семейная реликвия детям. Но в 1942г. когда фашисты захватили Северный Кавказ — Эльхотовские ворота, в станицу пришли немцы. В доме моей прабабушки Варвары поселился немецкий офицер. Вот он то и забрал семейную реликвию себе, как военный трофей.

Станица Змейская была большая. В ней проживали казаки и осетины. Отношения между станичниками складывались непросто. Осетины относились к казакам с настороженностью. Но мой героический предок управлял станичной жизнью так, что не позволял неуважительно относиться казакам к осетинам, а осетинам к казакам. Всегда любил повторять: « В каждой нации есть и хорошие, и плохие люди. Нужно жить дружно и тогда будет всем хорошо». За мудрость и справедливость деда уважали и слушались все станичники. Он был инициатором строительства в станице православной церкви. Деньги на её строительство собирали в каждом дворе, и строили потом её все вместе. Это сплотило и казаков, и осетин, многие из которых в последствии приняли христианство.

В перерывах между войнами и военными походами казаки занимались сельским хозяйством: сеяли пшеницу, кукурузу, бурак, фасоль, подсолнечник. В станице была своя мельница и маслобойня. Дома станичников в основном строились либо из самана, либо из природного камня. Они состояли из холодной галереи, передней и горницы. Самым дорогим украшением комнат была высокая, с взбитыми периной и подушками, застеленная крахмальным белым покрывалом кровать. Для придания постели такого торжественного вида, требовалась целая наука. Перину и подушки следовало взбивать таким образом, что они приобретали вид квадрата. Подушек было много, их укладывали горкой друг на друга по обе стороны кровати и накрывали кружевными накидками. Если хозяйка недостаточно хорошо взбивала постель, и она получалась не слишком высокой, то это становилось предметом всеобщих насмешек. Крыша дома покрывалась черепицей. Внутри и снаружи дома белились известью с добавлением синьки. Потолок тоже белился, и на нём хранились орехи, фасоль, семечки, веники. Заборы были плетёные из прутьев вереска и ивы. В каждом дворе рос виноград, поэтому делали много вина, сливали его в большие бутыли и закапывали в землю на длительное хранение. Все праздники, застолья устраивали под виноградником. На Тереке говорили: «Где виноградная лоза, там и женская краса, там и мужская храбрость, и весёлая беседушка за чапуркой родительского вина ».

У моего прапрадеда рождалось много детей, но в младенчестве они часто умирали от болезней. Поэтому продолжили род Дашковых только моя прабабушка Варвара, её сестра и брат. Когда началась Великая Отечественная война, все мужчины ушли на фронт. Мой прадед Василий Алексеевич, вместе со станичниками был призван на фронт. Какое-то время он вместе со всеми находился в Моздоке. Моя прабабушка Варя, узнав об этом, пешком пошла туда. Дошла, нашла мужа и это была их последняя встреча. А через несколько месяцев он погиб под Севастополем. В последний раз его видели, когда он под бомбёжкой помогал грузить на военный катер раненых товарищей. Прабабушка Варя осталась одна воспитывать четверых детей. Чтобы прокормить их она выезжала на ослике, запряжённом в бричку, в поле.

Привязывала к колёсам брички своих малолетних детей, а сама уходила работать вместе с другими женщинами на поле. Но однажды случилась беда. Женщины, как обычно, работали в поле, среди них были моя прабабушка и её сестра Даша. Немцы начали бомбить поле. Женщины рассыпались по полю, спасаясь от неминуемой гибели. Даша побежала отдельно от моей прабабушки и в неё попала бомба. Даша погибла. А моя прабабушка, будучи уже вдовой, взяла на воспитание малолетних детей своей погибшей сестры. Всех детей, и своих, и приёмных, она вырастила, выучила и вывела в люди. Она была замечательной хозяйкой и очень мудрой женщиной. К ней приходили за помощью и советом. Ни одна станичная свадьба не обходилась без её знаменитого свадебного каравая и шишек — сдобных булочек, которые раздавались всем гостям, пришедшим на свадебное торжество. А скольких станичных стряпух она обучила готовить знаменитый борщ! Лучше неё никто так не готовил. Бабушка Варя прожила долгую жизнь — 97 лет. И до самой смерти была самой уважаемой и почитаемой казачкой станицы.

Шли годы, и наш род постепенно обосновался в Астрахани. Но казачьи корни сохранялись. Они, прежде всего, проявлялись в особых взаимоотношениях мужчины и женщины. Как говорила наша прабабушка: «Пышка выше пирога никогда не будет» – так и мужчина всегда был и есть главою семейства, непререкаемым авторитетом для всех домочадцев. Слово мужчины — закон. Отец воспитывал детей по принципу: «Делай как я ». Это проявлялось во всём: в быту, в учёбе, в радости и горе, в боевых делах. Подражание отцу делало сыновей настойчивыми, смелыми, решительными, трудолюбивыми. А женщина являлась хранительницей домашнего очага и уюта. Все наши женщины — мастерицы на все руки: и спеть, и сплясать, и сшить, и спечь, и приготовить.

Во все времена казак был, прежде всего, защитником Отечества. И в этом мужчины нашего рода преуспели и в прошлом, и в настоящем. Закончилось время испытаний и забвения преданного служения казачества государству Российскому. Вот и сейчас, брат моего дедушки, Ряплов Михаил Семёнович, в прошлом офицер Советской Армии, является руководителем казачества Лиманского района и активным участником движения за возрождение российского казачества. Когда несколько лет назад в селе Яндыки произошёл межэтнический конфликт между проживающими в селе калмыками и чеченцами, и в село были введены войска Российской Армии, обстановка была накалена до предела. И во многом именно благодаря казачьему формированию и лично моему двоюродному деду конфликт в селе был улажен, и местные жители вновь зажили мирно. Михаил Семёнович занимается предпринимательством, имеет крестьянское хозяйство. Он много сил и средств тратит на благо своей малой Родины. Занимается благотворительностью, ведёт шефство над Яндыковской школой, много средств жертвует Яндыковской церкви, регулярно её посещает. Он горячо любит свою Родину, продолжает ей служить и воспитывает нас в том же духе. А мой дядя, Ляшов Алексей, проходил военную службу в знаменитой казачьей дивизии «Дон», что находится в городе Новочеркасске. Эта дивизия славится своими многочисленными героями России, которые защищали интересы нашей страны на Северном Кавказе во времена Чеченской войны. Вот и мой дядя гордится тем, что ему выпала честь служить верой и правдой, как его далекие предки — казаки, на Северном Кавказе, защищая интересы Родины.

Наша старая семейная фотография, с которой строго смотрят на нас наши знаменитые предки, стала для всех нас — потомков, своеобразным символом мужества, храбрости и безграничной любви к своим близким, своим предкам и своему Отечеству.

И я свято верю в то, что когда-нибудь и мой младший брат продолжит славу казаков нашего рода, и будет достойным защитником Отечества, и продолжателем дел своих знаменитых предков — казаков.